Технологии

Стеклообразующая смесь (шихта) составляется, прежде всего, из песка, соды, помогающей его расплавлению, и стабилизатора, известняка. Кроме того, в ней присутствуют в небольшом количестве и другие не менее важные материалы: осветлители, добавляемые в малых дозах и помогающие освободить расплавленное стекло от пузырей воздуха и улучшить ее однородность; глушители, применяемые для уменьшения прозрачности стекла; красители, обычно окислы металлов, придающие цвет бесцветному стеклу. Среди сырьевых материалов используют также осколки стекла. Осколки стекла, полученные в качестве отходов производства, собирают в специальный контейнер, называемый banchetto, чтобы потом снова расплавить их вместе с другой смесью. Приготовление сырья и стеклообразующей смеси требует высокого мастерства. Сырье должно быть высушено до определенной степени влажности, отдельные компоненты должны быть предварительно измельчены и доведены до максимальной однородности по гранулометрическому составу. В помещении, называемом на жаргоне венецианских стекольщиков «ядовитая комната», где хранятся почти все исходные материалы, особенно токсичные, установлена вытяжная система для удаления вредной пыли, образующейся в процессе приготовления стеклообразующей смеси. Готовые и тщательно отвешенные сырьевые материалы перемешивают для достижения полной однородности, и все это помещается в контейнер, называемый на языке стеклоделов albuol. Стеклообразующая смесь засыпается в тигель, называемый crоgiolo или padella (сковородка), из жаростойкого материала с круглым или овальным дном и уже с вечера помещается в раскаленную печь (t1400°С). К утру получается расплавленный материал, готовый к формовке. Расплавленная масса стекла остается гибкой и пластичной до  t500°С. Жидкая паста затем может выдуваться, лепиться, соединяться с другими формами, вытягиваться в тонкие нити, обрезаться при помощи специальных ножниц, моделироваться в любые формы. Температура готовой к работе трубки 650°С.

Инструменты были и остаются такими же, какими были и очень часто упоминаются в документах XIV века: «Canna da soffio» — трубка для выдувания. «Bronzin» — плита, раньше делавшейся из камня, потом из мрамора, из бронзы, а теперь — из железа, на которой трубка для выдувания в процессе работы приводится во вращение для придания массе стекла цилиндрической формы или для того, чтобы немного охладить его перед дальнейшей обработкой. «Magiosso» — инструмент из грушевого дерева, к которому прибегают, желая придать «болу» сферическую форму. «Scagno» — это приспособление наподобие скамьи, оборудованной двумя параллельными насадками из дерева, покрытыми листовым железом; на этом, так называемом, «седле» мастер, вращая трубку, выполняет процедуру «горизонтального вытачивания» изделия. «Pontello» — железный прут, поддерживающий изделие, когда необходимо поместить его в печь для разогревания, является одним из основных инструментов, помогающих выдувать стекло. «Borselle» — различные типы щипцов. «Taglianti» — большие ножницы, применяющиеся для отрезания стекла, когда оно еще находится в вязком состоянии «Reauro» — специальное приспособление, нечто вроде железной тяпки с длинной ручкой, служащее для внесения красителя в расплавленное стекло. «Сompasso» — циркуль для определения размеров стеклянного изделия. «Paletta» — деревянная дощечка для выравнивания поверхности изделия, которую всегда держат погруженной в воду и используют мокрой, чтобы она не загорелась при контакте с горячей стеклянной массой. «Supieto» — для выравнивания толщины выдутого стеклянного изделия

Arte di Murano Simone Cenedese Glass&Glass