История

Именно Венеция подарила миру художественное стекло, хотя со временем и утратила монополию на его производство. «Стекло — это живой организм, со своим характером и душою, которую вложили в него руки умелого мастера» — эта надпись встречает посетителей стекольного завода — музея на острове Мурано.Выражение «венецианское стекло» стало нарицательным. Его употребляют при высокой оценке художественных достоинств произведений из стекла. И не случайно крупнейшие музеи мира гордятся работами безымянных мастеров-стеклоделов Венеции наряду с полотнами прославленных живописцев — их современников: Тициана, Тинторетто, Карпаччо, Веронезе, Джорджоне. Особенно замечательны изделия XVI века — подлинно «золотого века» венецианского стекла.

Прокатившиеся по Европе крестовые походы обернулись благом для Венеции, богатой, торговой республики. Хитрый правитель Венеции Энрико Дандоло в 1204 году добыл в покорённом Константинополе секреты стеклодувов. После взятия крестоносцами Константинополя Венеция остаётся единственным мировым центром стеклоделия.

Стремительный взлёт искусства венецианского стекла начался с XIII века, когда ремесленники образовали «гильдию» — своеобразный производственно-творческий союз. В 1268 году они устроили первую в мире выставку стекла. Горожане дивились их искусству: красочным бусам, графинам, флаконам. Венецианское стекло вскоре стало стоить дороже золота — и неудивительно, ведь средневековой знати нравилось всё яркое, экзотическое и блестящее.

Становление венецианского стеклоделия происходило в эпоху Возрождения, когда человек в своем творчестве уподоблял себя Создателю, подражал природе и смело соперничал с ней. Эта философия соперничества с природой проявилась в стремлении венецианских стеклоделов подражать природным минералам. Красота рубинов, сапфиров, изумрудов, которыми так богаты страны Востока, завораживала венецианцев. Так родилась идея имитировать драгоценные камни, используя свойство песка расплавляться при высокой температуре и, охлаждаясь, приобретать твердость, сохраняя прозрачность и блеск. Именно эта идея вдохновила мастеров на поиски способов окрашивания стеклянной массы в разнообразные, яркие, насыщенные цвета, а также на изобретение множества приемов обработки и декорирования, превращающих малоценный песок в настоящие шедевры.

Правительство Венецианской республики оценило успехи гильдии по-своему. Оно не только запретило мастерам выезжать за пределы Венеции, но и не разрешило продавать даже битое стекло, которое до той поры охотно покупали соседние государства, стремясь наладить собственное производство. Сенат Венеции специальными указами строжайшим образом оберегал достояние республики — секреты стекольного мастерства.

В 1291 году было приказано: разрушить все стекольные печи в других итальянских городах, подвластных тогда Венеции, а печи из Венеции перенести за два километра от города, на остров Мурано, под предлогом пожарной безопасности. По существу, это был дипломатический ход, позволяющий сохранить приоритет и профессиональные секреты стекольного мастерства. С тех пор как мастерские и фабрики по изготовлению стекла были сосредоточены на острове Мурано венецианское стекло стало называться «муранским», а этот остров до наших дней является символом высококачественного стекла.

К XV веку на Мурано насчитывалось до трёхсот стеклодельных мастерских, а ремесленников вместе с семьями до 25 тысяч. Это заставило правительство Венецианской республики наградить «город мастеров» значительными привилегиями. Мастерам стекла очень хорошо платили. Они, например, могли жениться на дочерях патрициев, и дети от этих браков сохраняли патрицианское достоинство. Стеклоделы в Мурано имели свой собственный суд, своё управление. Они могли даже чеканить свои особые монеты. Так организовалась единственная в мировой истории «стеклянная республика». Каждый муранец пользовался ещё правом носить два кинжала, что в разбойное средневековое время было отнюдь не лишним. Много было у стеклоделов привилегий, но не было одного права — свободы, права жить где угодно и заниматься своим ремеслом там, где хочется...

К середине XV века были изданы указы, запрещавшие жителям острова под страхом смерти и каторги на галерах отъезд в другие земли. А без свободы не нужны были художникам-стеклоделам ни венецианская роскошь, ни красавицы дочери богатых патрициев... Бежали мастера, несмотря на клятвы, которые они давали, несмотря на деньги, которые им платили. И в 1454 году верховной венецианской властью — Советом Десяти — издаётся закон о том, что все родственники бежавшего мастера будут заключаться в тюрьму до его возвращения... «Если же — написано далее в законе о мастерах-стеклоделах, — несмотря на заключение в тюрьму его родственников, он будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним вслед будет отправлен агент, которому будет поручено убить его».

Искусство венецианских мастеров вызывало восторг и подражание. О нём слагали легенды. Их произведения были так удивительны, что считались волшебными: они будто бы спасали от яда и болезней, стоило только осушить драгоценный кубок венецианской работы.

Arte di Murano Simone Cenedese Glass&Glass